jyotinarayana (jyotinarayana) wrote,
jyotinarayana
jyotinarayana

Categories:

Объяснение утверждения Чхāндогйа Упанишады в "Пан̃чадашӣ" щрӣ Видйāран̣йи Свāмӣ - I

Вторая пракаран̣а "Пан̃чадашӣ" щрӣ Видйāран̣йа Свāмӣ называется махāбхӯта вивека, в ней автор путем анализа пяти материальных элементов показывает Сат, Бытие, как находящееся вне их. Ход своих философских рассуждений в анализе пан̃чабхута и следующий из своего рассуждения окончательный вывод щрӣ Видйāран̣йа Свāмӣ основывает исключительно на словах Упанишад.

[Spoiler (click to open)]Во вступительной щлоке ко второй главе словами "सदद्वैतं श्रुतं сад адвайтам̇ щрутам̇" он подтверждает источник своего вдохновения, ясно давая понять, что ни Сат, ни адвайта не являются его выдумкой, но таково учение щрути. Недвойственное Бытие, Брахман, провозглашаемый щрути, может быть познан посредством анализа пан̃чабхута.

Для представления заключения щрӣ Видйāран̣йа Свāмӣ обращается к сад видйа, шестой главе Чхāндогйа Упанишады 6.2.1, скрупулезно анализируя каждое слово мантры, в которой Сат представлен как чистое, недвойственное, одно, без второго, Бытие.

सदेव सोम्येदमग्र आसीदेकमेवाद्वितीयम् ॥ ६..१॥
сад ева сомйа идам агре асид екам евāдвитийам

"Вначале, дорогой, это было Сущим, одним, без второго".

Заканчивая подробный разбор щрути вāкйа в девятнадцати стихах, автор доходит до слов "екам евāдвитийам", что буквально означает "один, недвойственный, только", только один, недвойственный. Возникает вопрос: что хочет сказать отец Щветакету, повторяя три раза слова, по сути означающие одно и то же? К чему это масло масляное? Сказав один раз "недвойственный", уже и так понятно, что это один и без другого. Когда мы говорим, что пришел один человек, какой смысл говорить: "Больше никто не пришел, кроме него"? Щрӣ Видйāран̣йа Свāмӣ своим объяснением дает понять, что щрути не говорят слов впустую.

На это можно возразить: "Так же как есть тривидха бхедах̣, три различия, присущие любой вещи, а именно: свагата бхедах̣, саjāтия бхедах̣, виjāтийа бхедах̣, так же есть и тривидха бхедах̣ в Брахмане".

Поэтому, повторяясь три раза, щрути говорят нам, что какое бы то ни было разнообразие в недифференцированном Брахмане полностью исключено, и именно поэтому повторение слов в мантре щрути важно и необходимо. Для подробного объяснения тривидха бхедах̣ щрӣ Видйāран̣йа Свāмӣ приводит пример дерева:

1. Свагата бхедах̣ - внутренние различия.
2. Саjāтӣйа бхедах̣ - внутривидовое различие.
3. Виjāтӣйа бхедах̣ - отличие между разными видами.

वृक्षस्य स्वगतो भेदः पत्रपुष्पफलादिभिः ।


वृक्षान्तरात्सजातीयो विजातीयः शिलादितः ॥ २०


वृक्षस्य स्वगतो भेदः - дерево имеет различия в себе (для смысловой связи добавляем अस्ति भवति); पत्र - листья; पुष्प - цветы; फलादिभिः - плоды; अदि - и так далее, то есть корни, кора и т.д.; वृक्ष - одно дерево; सजातीय - отлично от; अन्तरम् - другого дерева (Как дерево манго отлично от тамаринда, которое также дерево). Для полноты предложения добавляем वृक्षस्य वृक्षान्तरात् सजातीय भेदः अस्ति); विजातीयः शिलादितः - отличие дерева от камня; अदितः - и так далее; (для смысловой связи добавляем слова वृक्षस्य शिलादितः विजातीयः भेदः अस्ति)

"Различия бывают трех видов. Дерево отлично от его листьев, цветов, плодов - это различие в самом дереве. Отличие одного дерева от других деревьев - это различие объектов одного вида. Отличие дерева от камня - это различие объектов, принадлежащих к разным видам".

Внутри одного дерева присутствует множество, ветви, листья, цветы и плоды. Все вместе это одно дерево неоднородных различий: корни, кора, ствол, но каждое из частей дерева отлично друг от друга. Эти внутренние различия в одном дереве мы называем свагата бхедах̣.

Дерево манго отлично от тамаринда, которое также дерево, но принадлежит к другому виду, это саjāтӣя бхедах̣.

Когда мы говорим о полном отличии одного вида от другого, например дерева от камня, мы называем это виjāтӣйа бхедах̣.

Любой из объектов в этом мире можно разделить по принципу бхеда трайам̇.
Мы привыкли осмысливать окружающее делением всех вещей на категории бхеда трайам̇, и когда Упанишады представляют ученику Сат, то по инерции привычного мышления он склонен приписывать Брахману свагата, саjāтӣйа, виjāтӣйа бхедах̣. Но сама Чхāндогйа Упанишада говорит нам, что Сознание свободно от какого бы то ни было деления. Щрӣ Видйāран̣йа Свāмӣ продолжает:

तथा सद्वस्तुनो भेदत्रयं प्राप्तं निवार्यते ।


ऐक्यावधारणद्वैतप्रतिषेधैस्त्रिभिः क्रमात् ॥ २१


तथा - точно так же (применяя слышанное прежде, то есть перенося представления бхеда трайам̇ на Сат); भेदत्रयं - троичное деление может быть; प्राप्तं - предположено человеком; सद्वस्तुनो - о Реальности, которая Сат; क्रमात् - поступенчато; निवार्यते - отвергается Упанишадами такое предположение из мирского, перенесенное на Сознание; त्रिबभिः - тремя словами; ऐक्यावधारणद्वैतद्वैतप्रतिषेध = ऐक्य - экам अवधारण - эва द्वैतप्रतिषेधै - адвитӣйа.

"Точно так же перенося такое деление на Брахман, сомнения могут возникнуть, что и Сат разделен. Троичное деление щрути отвергают тремя словами - экам, эва, адвитӣйа".

Произвольно ли положение слов, отрицающих каждое из делений в Сат, данное Чхāндогйа Упанишадой, или же слова находятся в строгой последовательности?

Щрӣ Видйāран̣йа Свāмӣ подтверждает, что в щрути вāкйа присутствует определенный порядок слов. Слово "экам" отрицает свагата бхеда, "эва" отрицает саjāтӣйа бхеда и "адвитӣйа" отрицает виjāтӣйа бхеда. Поэтому щрӣ Видйāран̣йа Свāмӣ рассматривает слова также в определенном порядке, а именно в том, в каком они даны в самой Чхāндогйа Упанишаде и как он сам перечисляет деление в предыдущем стихе.

Все три слова - ऐक्यावधारणद्वैतद्वैतप्रतिषेध говорят нам, что вначале было только Сат, Бытие, которое свободно от внутреннего различия, как, к примеру, начало, середина, конец, право, лево, размер, величина и т.д., так же как Бытие не принадлежит к тому же, уже известному, или иному виду.

Что значит, когда о Бытии говорят как о тривидха бхеда рахита? Щрӣ Видйāран̣йа Свāмӣ в последующих двух стихах объясняет это для незрелого преданного, начиная со свагата бхеды, Бытия, не имеющего внутренних различий.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments